Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Проведение туристического похода

Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр-путешествий

Рекомендации для воспитателей  дошкольных образовательных учреждений

Уважаемые педагоги!

Игра-путешествие — это способ осмысле­ния окружающего мира и своего места в нем, освоения соответ­ствующих различным ситуациям моделей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Среди воспитательных задач, которые решают дошкольные педагоги с по­мощью игры-путешествия, немаловажное значение имеет создание благоприятных психо­логических условий для погружения в мир природы.

Однако, надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра-путешествие является экологиче­ской по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуманным и нередко даже случайным. Чтобы реализовать по­средством игры-путешествия задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Мы прибегли к определению С.П. Афанасьева, так как он кажется наиболее удачным. Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться: для информирования воспитанников; служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.); предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами; способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций, организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

И.Г. Комарова сформулировала требования, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр- путешествий для экологического образования дошкольников:

1. Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

2. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

3. Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

4. Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

5. Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка- дошкольника.

6. Для того чтобы игра- путешествие выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Существуют различные варианты игры в путешествие: «Поездка к морю», «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно- дидактическая игра ( или её фрагменты ), включённая в НОД, наблюдения, труд.

Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета», применяется как форма организации соревнований.

1.Подготовка к проведению игры- путешествия:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, мышление, внимание, речь);
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;                
  • определение наиболее удобного времени проведения игры- путешествия (в процессе  организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где спокойно могу играть, не мешая друг другу.
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал, карта, глобус);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

2. Проведение игр-путешествий в комплексе:

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре-путешествии (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры- путешествия, на чёткое выполнение правил.

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение роли воспитателя в игре-путешествии, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

подведение итогов игры- путешествия.

3.В процессе игр- путешествий совместная деятельность педагога и воспитанника, взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем, с педагогом по изобразительному искусству.

Мы рекомендуем согласовать учебно-воспитательные планы воспитателя старшей группы, музыкального руководителя, педагога по изобразительному искусству. Разработать перспективный план, который предусматривает взаимодействие всех этих педагогов. В перспективном плане мы рекомендуем: следующую последовательность в работе: на первом этапе предварительное ознакомление с новым материалом, затем последовательная проработка материала, после чего провести игру-путешествие, закончить процесс проведением праздника (итогового мероприятия)

Например, игра-путешествие, которое называлось «Мой дом- Земля»- проводилось в игровой зоне «естественно-научные представления». Этой игрой дети закрепили первоначально полученные знания: о материках, о природно - климатических зонах, горах, реках, морях, озёрах, народах проживающих на этих местностях, и т.д.

Знания, которые дети получали при предварительной работе, при проведении игр-путешествий, закреплялись в музыкальной и продуктивной деятельности музыкальным руководителем и педагогом по изобразительной деятельности.

На музыкальном занятии мы знакомили детей с одним из жанров музыкального образования: маршем. Дети с музыкальным руководителем начали разучивать «Песня о Родине» слова В.Лебедева-Кумача,  музыка И.Дунаевского.

На занятии по изобразительной деятельности дети с руководителем рисовали глобус, горы, реки и т.д. В итоге этих занятий дети слушали в записи марш, далее нарисовали духовые инструменты.

4.Использование дидактического материала (географические карты, модели, макеты, глобус:

Мы рекомендуем подбирать материал к беседам логически выстраивая их, воспитатель ориентируется на то, что формирование у детей географических представлений предполагает единство и взаимосвязь многих составляющих: интерес к природе, проблемам её охраны, знания о компонентах природной среды и взаимосвязь между ними, нравственные и эстетические чувства по отношению к природе, культура поведения в природе, и т.д. Далее не забывать приём удивления в природе, который используется для активизации  познавательной деятельности детей  для устойчивого интереса к естественно- научным представлениям. Немаловажное значение имеют для детей чтение и рассказы етественно- научной литературы. 

С педагогом старшие дошкольники разучивали пословицы и поговорки( предварительная работа) перед проведением игры путешествие:

- Предложить составить определенные рассказы по пословице или после составления какого-либо рассказа вспомнить и подобрать ту пословицу, которая бы подошла к этой истории.

- Игра- путешествие: «Продолжи пословицу».

- Игра- путешествие: «География в памяти»

- Кто быстрее назовет материки?

- Назовет природно-климатические зоны

- Кто быстрее назовет океаны?

- Кто больше знает моря?

- Назвать реки.

- Народности.

5.Привлечение родителей  к организации игр- путешествий:

 Работа с родителями воспитанников по формированию географических представлений в процессе игр-путешествий. Мы рекомендуем использовать следующие приемы: изготовление дидактического материала родители-дети, подготовка и осуществление игр-путешествий для детей, чтение познавательной литературы по теме «естественно-научные представления», совместные игры- путешествия родителей и детей, посещение краеведческих музеев и д. Проведенная работа, дает положительные результаты на основании контрольного этапа эксперимента, и может быть рекомендована в практике.

                                    Желаем Вам успехов!

                                Список литературы

  1. Бобылева Л. Береги природу// Дошкольное воспитание. 2002.№ 7. С.9-17.
  2. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. 2003. № 7. С. 31-34.
  3. Игра и ознакомление дошкольников с растениями/ Сост. И.Г. Комарова.-Могилёв: МГУ,2005.- 217с.
  4. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Макаров Ю.Г., Виноградова Т.А. Программа экологического образования дошкольников «Мы».-СПб.: Наука, 2006.- 275с.
  5. Козлова С.А., Т.А.Куликова. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.   
  6. Психолого-педагогические исследования содержания и методов умственного воспитания./ Содержание и методы умственного воспитания дошкольников./ Под ред. Н.Н. Поддъякова. М.:Наука, 2004.- 288 с.
  7. Пенигина О.В. Экологическое образование дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. № 5. С.15-18

 

 

Скачать Формирование географических представлений